Официальный сайт
Общественной организации "Спасение Югры" Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Вежакары - «Священный город» в медвежьем краю

Этим летом, в рамках акции «30 лет-30 добрых дел», приуроченной к 30-летию Общественной организации «Спасение Югры», Людмила Алфёрова побывала в «Священном городе» в медвежьем краю.Миссия организации состояла в доставке строительных материалов и строительстве дома на священном месте обских угров.
Что это за место, рассказывает Никита Партанов, член Союза журналистов России, экс-сотрудник БУ ХМАО - Югры «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»:

«Географическое место, о котором пойдет речь, расположено на стыке трёх административных районов ХМАО-Югры: Октябрьского, Березовского и Белоярского. Участок ландшафта низменной равнины Западной Сибири расчленён густой сетью больших и малых рек. Издавна эти места очень тесно связаны с жизнью коренных жителей Средней Оби. По реке Горная Обь находится несколько исторических поселений, которые упоминаются многими исследователями севера. Это Чемаши, Комудваны, Вежакары, Тугияны, Полноват.
В одном из этих поселений находится 'святое место' манси и ханты Медведя – ('Ялп ус ойки  ')– в Вежакарах ('Ялп ус' – в переводе с манси – «Священный город»). Эти места так и называются местными жителями медвежьим краем, где лоси и медведи находятся у себя дома, а человек относится к ним с почтением, потому-то он гость на их исторической территории. Это горная часть материка территории Югры. У приезжих, которые видели настоящие горы и привыкли к настоящим горам, порой вызывает удивление, - разве это горы? Для нас, местных, эти возвышенности, которые имеют высоту от двадцати до пятидесяти метров над уровнем Оби, (они обычно возвышаются над пойменной частью материка), воспринимаются как горы. Издавна на правой стороне горной реки Оби и других рек на важных стратегических участках географического природного ландшафта обские угры располагали свои городки. К концу XV и к началу XVI века таких городков насчитывалось несколько десятков на правобережье Оби. А сколько их было в малых и больших, но важных с точки зрения миграции, реках знала только история.
Вежакары и сегодня - это действующее святилище манси и ханты культ Медведя – ('Консынг ойки', или 'Ялп ус ойка') и Младшего богатыря – ('Мань Отыра'), их резиденция находится на правой стороне Оби. Напротив поселения Вежакары – ('Ялп ус'- «Священный город») находится гора Лошадиный город – ('Лув ус'), которая возвышается на двадцать восемь метров на уровнем реки Горная Обь. Подтверждающим фактом, поклонению данным 'духами-покровителями', являются культовые изображения Медведя и Младшего Богатыря – ('Мань Отыра'), и им обязательно ставили угры в жертву коня, а веревку, которой привязывали жертвенного коня (коновязную веревку), привязывали на коновязный столб, который находится здесь же на святом месте Лув ус. На изображение, которое находится на природе, на плечи 'духа-покровителя'- 'медведя' накидывали платки с завязанной монетой на одном углу. Люди привозили платки или, что удивительно, более, видать, современное, которое я видел - это накинутая на плечи «медведя» рубашка. Сюда же, на 'святое место' привозили бирки после плясок -('йик'). с метками, на этой палке отмечали пропевшие песни и проведенные дни во время плясок -('йик'). Таких на святом месте оказалось три, - одна из ели и две из березы. По зарубкам видно, что это, видать, последние семилетние праздники обских угров, пляски - (' йик'), которые проходили в Вежакарах последний раз 1977 году. А после празднования эти бирки с метками увозили на 'святое место'.
На самой горе в городке Лошадиный город – ( 'Лув ус ') культурный слой, который нарос за последние годы, в некоторых местах составляет от 50 до 80 см. Основание Лошадиного городка – ('Лув ус') устлано берестой и благодаря берестяному ковру до сих пор там не растут деревья, а растет только луговая трава и пион отклоняющийся, именуемый в просторечии, марьин корень. Это растение по словам археолога из Екатеринбурга Сергея Федоровича Кокшарова растет на древних городищах, а попало на север Приобья из южных стран Азии. Примерное существование городка - ранее средневековье, где-то с XII до XVI века. По словам специалистов-археологов это очень древнее городище. Сверху на этом месте Горная Обь просматривается на два плеса, так же к низу. На самом городище две площадки, их разделял ров, одна там, где находится 'святое место', а от второй осталась небольшая полоска чуть более одного метра.
Наш приезд в 2014 году был своевременен, так как через несколько лет весь городок обвалится в обрыв…
По следам видно, что до нас там уже побывали «черные копатели». Какие древности они нашли, догадываться.… На берегу обвалившегося городка мы собрали остатки шлака и черепки керамики. Остатки кузнечного шлака относятся к концу XI века и до XIV века, а керамика относится к  IV-V векам и не связана с поздним периодом заселения. Раскопок мы не вели, так как там находится действующее 'святое место обских угров' , а всякое нарушение действующего' святого места 'не приветствуется…
На берегу Горной Оби в этом месте много больших речных валунов и камней. Мы нашли кузнечный шлак с остатками железа, - это подтверждает факт кузнечного дела у обских угров. В городище Лошадиный город – ('Лув ус ') была кузня, а само святое место Кузнеца – ('Щехрынг ойка') находится выше на следующей возвышенности с вытекающей речкой из тайги. Удалось осмотреть верхний культурный слой, который открылся со стороны обрыва реки.
Находясь на этом 'святом месте', думаешь, как много прошло времени, сколько людей здесь жило в этом городке, и они на тот период уже вышли из болот и лесов и демонстрировали свою силу и мощь. И имели силу отстоять свои земли и городки. Почему прекратил существование Лошадиный городок – ('Лув ус')- это останется тайной, по сей день. Но в культурном слое заметны примеси углей. Это прямое свидетельство большого пожара. Возможно, крепость горела во время конфликтов между угорскими князьями-богатырями или она была уничтожена после рейдов, организованных Московским государством. Они сжигали их городки, чтобы те не препятствовали проникновению русской экспансии на север, и чтобы привести коренные народы севера к присяге русскому царю. Возможно, кто-то и уцелел в этой бойне и сбежал в лес, в болото. Но по последним исследованиям этнографа из Ханты-Мансийска Раисы Бардиной, некоторые поселения, такие как Тугияны, Пашторы, Суреи, что северней Вежакар, появляются в XVIII веке, и населили их манси, выходцы из Северной Сосьвы, которые впоследствии были ассимилированы хантами. Сегодня они относят себя к хантам.
Со временем, в память об этом славном 'святом месте' оно стало именоваться Лошадиный город – ('Лув ус'). Да, это место действительно напоминает лошадь, как будто лошадь склонила голову к святой речке, а гриву ей делают вековые лиственницы, которые пострадали во время современного пожара в 2000-е годы. Самое интересное и удивительное, что пожар остановился перед святым местом и дальше не пошел.
С приходом русских и с подчинением аборигенов количество боестолкновений резко сократилось. Люди переселились в пойменную часть и в последствии обосновали поселение Вежакары- ('Ялп ' –«Священный город»), который и поныне является общей святыней для манси и хантов всей реки Обь и многих других больших и малых рек. Об этом упоминается в призывных песнях во время плясок богов с больших и малых земель, которые посещали пляски - ('йик' ) в Вежакарах.
Кроме этого в Вежакарах держали своих оленей, большое стадо имел старик Каксин, выходец из Казымских земель, который обеспечивал шкурами и мясом оленя односельчан и не только.
Было и большое проникновение на Обь северных и восточных манси, когда замерзали болота через Няксимволь, по этой оленьей дороге они зимой приезжали в Вежакары. Оленьи пастбища вежакарцев находились в верховья святой речки Кузнеца - (' Щехринг ойка я'), куда летом выгонялись олени на пастбища. Именно в эту речку летом заходило много рыбы, и местные жители осенью делали запор (перекрытие устья реки жердями) - этой рыбы хватало надолго всем.
Это историческое священное место говорит о стратегическом, важном и богатом расположении данного поселения в медвежьем краю. Оно до сих пор не утратило своей значимости. Теперь с открытием реки от льда с многих земель люди стремятся попасть в «священный город», где созданы условия для приема гостей. По инициативе общественности из числа манси в 90-е годы прошлого века здесь был построен гостевой дом и новый «большой молебный дом».



  • Ханты-Мансийск
    ул. Безноскова, д. 2А
  • Тел.: 8 (3467) 33-22-29;33-23-25
  • muligort086@gmail.com
Вход
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация