Официальный сайт
Общественной организации "Спасение Югры" Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Динамика демографии коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с 1939-2010гг.

Исторический сложилось так, что на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проживали и проживают некоторые коренные малочисленные народы Севера – ханты, манси и лесные ненцы.
При этом в силу форм своего традиционного хозяйствования и образа жизни этих народов их расселение не всегда соответствует границам современных муниципальных образований и фактам регистрации. Всё же живую жизнь культуры трудно втиснуть в прокрустово ложе административно-территориальных схем.
К примеру, некоторые населённые пункты, официально пока ещё указанные в списках муниципальных образований и на картах Югры, в реальности уже умерли – там никого нет. Пример – Сотниково в Советском районе. В других национальных посёлках – когда-то гремящих детскими голосами и дымящих трубами многих печей – осталось по одному жителю: Патрасуй в Берёзовском районе, Ильичевка в Кондинском районе, Семейка в Ханты-Мансийском. Где-то коротают свой век по два человека: Верхненильдина в Берёзовском районе, Долгое Плёсо в Ханты-Мансийском районе… На таком фоне национальные посёлки с десятком жителей выглядят уже чуть ли не мегаполисами.
Другой особенностью национальных посёлков, которая не улавливается современными социологами-урбанистами, является характер «градообразующего предприятия». Нет, речь идёт не о предприятии нефтегазового комплекса или лесного хозяйства. Относительная живучесть таких поселений, как, например, Вежакары в Белоярском районе или Мулигорт в Октябрьском обусловлена их расположением по соседству с крупными святилищами. Люди держатся веками намоленных мест, полагая себя здесь лучше защищёнными и ощущая более уверенными в завтрашнем дне. Это понимают и местные власти, которые по мере возможности материально поддерживают строительство культовых домов.
Ещё одной современной чертой расселения хантов и манси, опять же сформированной вековой традицией сезонного обитания в зависимости от промыслового календаря, является проживание по месту регистрации в каком-нибудь крупном населённом пункте в зимний период и обитание в заброшенной деревушке летом – в период рыбного промысла на открытых водоёмах. И ещё неизвестно, какой дом такой житель считает основным и где больше времени проводит…
С переписи 2002 г. неуклонно идёт процесс вымирания мелких поселений.
Официальная статистика даёт нам следующие результаты.
На 1 января 2010 г. население округа насчитывало 1538,6 тыс. чел. (в 2009 г. – 1520,0 тыс. чел., в 2008 г. – 1505,2 тыс. чел.). Годом ранее плотность населения составляла 2,8 чел. на 1 кв. км, в городах проживало 91,5 %.
Среднемесячный доход на душу населения по округу в марте 2009 г. составил 27968,3 рубля, а средняя заработная плата – 40362,5 руб.
В округе фиксируется и один из самых низких уровней смертности в стране. В 2010 г. в умерли 10482 чел. (коэффициент смертности 6,8 при среднем по России 14,3), годом раньше, соответственно, – 10107 чел. (6,6 при 14,2).

Динамика демографии некоторых коренных малочисленных народов Севера в ХМАО – Югре в 1939–2010 гг.
(по данным информационного портала ХМАО – Югры [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://khmstat.gks.ru)

Народ     1939 г.               1959 г.          1970 г.            1979 г.            1989 г.          2002 г.           2010 г.
Ханты  12238(13,1%)  11435(9,2%)  12222(4,5%)  11219(2,0%)  11892(0,9%) 17128(1,2%) 19068(1,3%)
Манси  5768(6,2%)      5644(4,6%)    6684(2,5%)    6156(1,1%)    6562(0,5%)   9894(0,7%)    10977(0,8%)

Некоторый прирост представителей коренного малочисленного населения обусловлен, среди прочего, и изменениями их национальной статусности как в общественном сознании граждан России, так и в самосознании самих северных этносов.
Немалую роль в этом сыграл созданный в последние десятилетия механизм культурных и экономических контактов обских угров с родственными народами на межгосударственном уровне. Наиболее активны здесь Венгерская Республика и финно-угорские республики в составе Российской Федерации. Переломным и заложившим высокие организационные стандарты этого сотрудничества стал 1993 г., когда в Югре был проведён III Международный финно-угорский фольклорный фестиваль. По своим масштабам этот грандиозный праздник, продолжавшийся целую неделю, был до того неведом на югорской земле. Жители почти всех городов и посёлков были задействованы в фестивальных мероприятии в качестве участников или зрителей. Гостями округа были первые лица финно-угорских государств. Например, Президент Венгерской Республики, Арпад Генц, который посетил стойбище хантов.… Масштабность мероприятия и заметный выход Югры на уровень международного сотрудничества во многом был обусловлен социально ориентированной политикой тогдашнего руководства округа и, прежде всего, его признанного народом лидера А.В. Филипенко.
Концептуальной идеей этнокультурного развития округа стала философско-мифологическая модель мира коренных малочисленных народов Севера, их образ жизни и устойчивое многовековое гармоничное выживание в условиях Севера. Для реализации этой концепции в округе были разработаны законодательная и нормативно-правовая база, стержнем которой стал принятый в 1993 г. «Закон о родовых угодьях». Он обосновал
экономическую основу возвращения и сохранения традиционных форм хозяйствования, которые единственно и могут быть той почвой, на которой в состоянии зеленеть и плодоносить живое дерево национальной культуры.
Кроме возможности коренным жителям оставаться на родовых землях и пастбищах, было немало сделано и для практической помощи подорванной традиционной экономики обских угров. Так, на средства окружного бюджета была закуплена большая партия оленей на Ямале, которые были безвозмездно переданы жителям угодий.
А 14 сентября 1995 г. был принят закон: «О гербе и флаге Ханты-Мансийского автономного округа». Чувству национальной гордости коренных жителей не могло не польстить то обстоятельство, что образцы их традиционного изобразительного искусства приобрели статус государственной символики.
При всех созывах окружной думы действует представительный орган – Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера. Причём действует активно и результативно.
Все эти глубоко продуманные и корректно реализованные начинания способствовали культурному, духовному и физическому развитию коренного населения в ХМАО – Югре.
Помимо этих, так сказать официальных показателей, национальной политики в округе, есть ещё и неофициальные – те, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни ежедневно и ежечасно, и которые не всегда по содержанию и вектору развития совпадают с официальными. Не надо скрывать, что ещё не так давно на бытовом уровне коренным северянам приходилось сталкиваться и с игнорированием национальных проблем со стороны должностных лиц, и с замалчиванием национальных проблем официальными СМИ, и с оскорбительными анекдотами про «тупых остяков», и с этнической дезориентацией детей в смешанных браках, когда угорская составляющая умышленно замалчивалась… Нередко это вело к уничижительному отношению мигрантов к культуре коренных жителей и самоуничижительному поведению хантов и манси, к глобальным социальным проблемам (тому же «северному алкоголизму») и массе личных трагедий, обидам и непониманиям.
Надо признать, что грамотная государственная национальная политика со стороны округа, кропотливая идеологическая и культурно-образовательная деятельность возымели своё действие. Сегодня бытовой национализм почти исчез из югорской жизни. И в детских фольклорных коллективах в национальных костюмах стоят вперемешку ребятишки с обскоугорскими, славянскими и тюркскими лицами.
Спору нет: заслуга местной госвласти пары последних десятилетий в этом утверждении национального самосознания и прав коренных северян бесспорна. Но она была бы менее результативной, а то и вовсе бесплодной, если бы активную роль в этом не играли сами коренные народы. Каждый – на своём месте. Кто-то – в органах власти, кто-то – на поприще науки и пропаганды, но большинство – в живой реальности сегодняшней жизни.
Продолжая шить и носить национальную одежду, учить и использовать родной язык, передавать в семье основы духовной культуры…
Жизнь не стоит на месте. Реалии сегодняшней российской жизни ведут к тому, что доля коренного населения в общем числе жителей округа неуклонно падает, доля жителей города, который неизбежно нивелирует национальные признаки, растёт… Немало молодых хантов, манси, ненцев уже не владеют или очень плохо владеют родным языком. Но главное – национальное самосознание и понимание национальных интересов. Пока они будут присутствовать, коренные северяне будут присутствовать в этнической палитре землян. Пусть даже в джинсах и на «Вольво».

Н.К. Партанов, член союза журналистов России, член Ханты-Мансийского городского отделения ОО "Спасение Югры" 
  • Ханты-Мансийск
    ул. Безноскова, д. 2А
  • Тел.: 8 (3467) 33-22-29;33-23-25
  • muligort086@gmail.com
Вход
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация